Людям ковка известна издавна. Она зародилась как искусство создания украшений. Считается, что ковку изобрели древние кельты. Они украшали ею предметы быта и оружие. Наиболее древние из сохранившихся кованых изделий имеют возраст около 5 тысяч лет.
У нас ковка появилась впервые в Киевской Руси. С тех пор кузнечное искусство бурно развивалось и достигло своего максимума к 17 веку. Появилось множество мастеров, которые перенимали опыт у лучших кузнецов Европы. Было создано огромное количество различных изделий и памятников архитектуры. Ковку можно встретить даже в примерах монументального искусства. Кованые предметы встречаются в музеях по всей России. А изящными украшениями зданий может особенно похвастаться Санкт-Петербург.
Дальнейшее развитие кузнечного искусства в мире выражается главным образом в появлении новых технологий. Уже в 17 веке использовать литье чугуна. По мере совершенствования оно во многом заменяет ковку. Да и сама технология ковки очень меняется. Также конкурентами стали штамповка и сварка. Однако ковка полностью не утратила своего значения даже сейчас. Она применяется во многих отраслях производства, где требуется создание продукции с особыми свойствами. Не утратила ковка и своего художественного значения. Многие кованые изделия, выполненные по современным технологиям, пользуются огромным спросом.
К тому же ковка интересна тем, что многие современные мастера осваивают древние методики, дополняя их современными технологиями покраски и защиты от коррозии. Сегодня изготавливаются предметы, копирующие многие стили предшествующих эпох, включая изящные творения эпохи Возрождения.
Обычно ковку разделяют на два главных вида по способу изготовления. Первый вид – холодная ковка. В основном, ее применяют для изготовления ювелирных и других тонких изделий. Второй – горячая ковка. Она подойдет даже для крупных элементов при строительстве.
Основой для ковки всегда являются горн и наковальня. В горне металл разогревают до нужной температуры. Затем куют на наковальне, которая может быть однорогой, двурогой или не иметь выступа – безрогой.
Наиболее сложной для освоения считается художественная ковка. В ней часто применяется инструмент для очень тонкой и требующей большой точности работы. Основными инструментами здесь являются клещи, кувалды, обжимки, молотки, оправки и т.д. Также нужны особые плиты: правильные, формовальные, гвоздильные и пробойные.
При этом для холодной ковки потребуются дополнительные инструменты, такие как резцы, шаберы, напильники и т.д. Они нужны для различных техник обработки: рифления, чеканки и др. Все это обязательно для изготовления вручную. Такие кованые изделия считаются наиболее ценными.
Самыми распространенными металлами для ковки сейчас являются различные стали, латунь и медь.
Для различных изделий применяют разные техники. Вначале делают «картон» - рисунок предмета в натуральную величину. По этому рисунку потом делают «кондуктор». Он нужен для оковки.
Часто детали изделий не сложные и повторяются. Тогда для них используют штампы. После штамповки такие детали обрабатывают ручным инструментом.
Применяют совместно иные технологии, в том числе сварку и клепку. А для защиты готовых изделий их часто окрашивают.
Кованые предметы сами по себе могут быть украшениями. Но во многих случаях их дополнительно украшают. Одним из лучших способов такого украшения считается покрытие эмалью. Благодаря этому, можно изготовить, действительно, уникальное произведение искусства, способное украсить любой дом.
Интересным способом украшения является эмалирование с заполнением X-образных углублений. Это старинный метод, в котором углубления делают зубилом или иным инструментом, либо вытравливают кислотой. Углубления шлифуют, если эмаль прозрачная, либо поверхность оставляют шероховатой для цветных эмалей. А затем покрывают эмалью.
Производится это следующим образом. Эмаль измельчают до состояния порошка с одинаковым размером гранул. Слишком мелкие гранулы и пыль смывают. После чего оставшийся порошок соединяют с водой и заливают в углубление. Изделие слегка прогревают, чтобы вода испарилась. После этого обжигают в печи. Оптимальная температура 600-800 C. Также можно обжигать открытым пламенем. Нужно дождаться покраснения эмали и оставить остужаться. Затем можно начать шлифовку. Через сутки делают дополнительный обжиг, чтобы избавиться от шероховатости. Дополнительно можно обработать серной кислотой или по старинке – квасом, соком клюквы. Такая методика известна еще со времен монгольского нашествия и позволяет придать изделию или всему интерьеру неповторимый шарм древности.
В изделиях с крупными просветами также применяют эмаль. Это могут быть фонари, решетки для окон и т.п. Еще эмаль используют, например, для витражей.
Оставьте заявку и получите
гарантированную скидку